Инклюзивное образование

Организация образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Цель в области развития инклюзивного образования – создать необходимые условия для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

Главный принцип – помочь ребёнку найти  собственный ресурс.

Одна из важнейших задач коллектива – организовать обучение детей с ОВЗ  в соответствии с их образовательными потребностями, так, чтобы они могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе.

Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ с учётом их психофизических особенностей рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ.

Разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность службы психолого-педагогического консилиума (ПМПк), организацию инклюзивного обучения детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, организацию образовательного процесса в режиме индивидуального обучения на дому, разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, разработку адаптированных программ.

Утверждены адаптированные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с задержкой психического развития.

Коррекционные программы разработаны как отдельные части реализуемых в школе адаптированных общеобразовательных программ. В них включены проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с учителем с целью устранения пробелов общего развития ребёнка его предшествующего обучения, направленная подготовка  к усвоению учебного материала; логопедом по устранению речевых нарушений; психологом по коррекции психических функций. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы является развитие когнитивной  и регуляторной сферы; развитие коммуникативных навыков и адекватных эмоциональных реакций; формирование навыков уверенного поведения и коррекция самооценки; профилактика конфликтов.

В зависимости от рекомендаций специалистов ПМПК, заключений ВК, заявлений родителей (законных представителей) обучение детей ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, организуется инклюзивно в классе, индивидуально на дому.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Основанием для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями при письменном согласии родителей (законных представителей) является заключение ПМПК, которое действительно на уровень образования.

В образовательной организации создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов: материально-техническое обеспечение, обеспечение бесплатным питанием (постановление Администрации Веселовского района Ростовской области от  06.12.2023 № 820), информационное обеспечение.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду, в том числе материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающимися с ОВЗ в здание и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (вход в образовательную организацию оснащён пандусом).

Оснащение и оборудование спортивного зала позволяет подобрать доступные и привлекательные для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов виды физической активности; покрытие спортивной площадки даёт возможность беспрепятственно передвигаться детям с разными двигательными возможностями, освоить снаряды детской площадки. Прилегающая к образовательной организации территория позволяет организовать досуг обучающихся на свежем воздухе, повысить их двигательную активность.

 

Психолого-педагогическое взаимодействие

(работа специалистов психолог-медико-педагогического консилиума)

В целях поддержания комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе, координации усилий и действий всех участников образовательного процесса с целью оказания помощи ребёнку в преодолении актуальных для него проблем развития и воспитания в школе организовано ППМС сопровождение.

Для всех детей с ОВЗ  разработаны индивидуальные образовательные маршруты; результаты коррекционно-развивающей работы с обучающимися отражаются в дневниках динамического наблюдения, динамика коррекционно- развивающей работы с обучающимися рассматривается на плановых и внеплановых заседаниях школьного ПМПк. Деятельность ПМПк осуществляется согласно ежегодному плану работы, утверждённому директором.

Своевременная выявление и комплексное обследование детей с трудностями и проблемами в обучении. Со сниженными адаптационными возможностями позволяет специалистам ППМС сопровождения оказать им своевременную помощь, обеспечить создание специальных образовательных условий.

Возможности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Краснооктябрьской СОШ:

  1. Для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – имеется  пандус (при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо).
  2. Для  охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья здание школы оснащено противопожарной звуковой сигнализацией.
  3. Имеются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом — психологом, педагогм-логопедом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Учебный план обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (скачать)

Положение о реализации инклюзивной практики (скачать)