География

Аннотация к рабочей программе по географии

 

 

Рабочая программа учебного предмета  ” География” для 5-7 классов  составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами  основного общего образования, на основе авторской программы основного общего образования по географии. 5-9 классы А.И Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов под редакцией С.В Курчиной М: Дрофа, 2014, учебнику: 5-7 класс-О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В.Ким; под редакцией О.А ,Климановой   М: Дрофа, 2016;

 

Цели географического образования

 

1) формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

2) познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

3) Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространства России и мира;

4) понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей срды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

5) Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

6) Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

7) Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

8) Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

9) Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Преподавание географии направлено на формирование результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, установленных стандартом основного общего образования:

личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Роль, значимость, преемственность, практическая направленность географии в достижении обучающимися планируемых результатов

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

  • В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
  • Целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • Комплексное представленное о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйство людей в разных географических условиях;
  • Социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
  • Школьный курс географии призван так же способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

 

Ценностные ориентиры содержания географии

Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

– осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);

– осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;

– осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;

– осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;

– осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

– патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

– любовь к своему Отечеству, региону, местности;

– гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

– уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования

 

Обоснование выбора содержания части программы по географии

Программа курса географии разработана к линии учебников под редакцией А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев. М.: «Дрофа», 2016 г. для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Структура и содержание программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г.). Линия учебников под редакцией.  А. И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев для учащихся 5-9 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. В данной программе реализуются идеи формирования географической культуры, обучения школьников географическому языку и использования различных источников географической информации. Большое внимание уделено развитию наглядно-образного и логического мышления учащихся, познавательного интереса к объектам и процессам окружающего мира, а также изучению своей местности и приобретению навыков по применению конкретных географических знаний и умений на практике.

В рабочей программе предусмотрены индивидуальные домашние задания для обучающихся с ОВЗ, по темам, вызывающим затруднения в освоении в форме индивидуальных заданий или карточек. Контроль знаний обучающихся проводить по индивидуальным заданиям.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, высказывать свою точку зрения, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

 

Обоснованность отклонения рабочей программы

Резервное время  использовано на проведение обобщающих уроков, региональный компонент (в тематическом планировании он выделен курсивом),  на уроки по географической номенклатуре.

 

Место  курса географии в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 278, из них по 35 ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7,8 классах  и в 9 классе (2 часа в неделю) 68 часов.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Последовательность изучения тем

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Результаты обучения

  1. I. В направлении личностного развития:

1.1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

1.2. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

1.3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

1.4.Формирование личностных представлений о целостности природы, населения, хозяйства Земли и её крупных регионов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости глобальных проблем человечества;

1.5. Формирование уважительного уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

1.6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

1.7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

1.8. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, старшими и младшими в процессе познавательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

1.9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

1.10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

1.11. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

1.12. Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

  1. II. В метапредметном направлении:

2.1. использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

2.2. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.3. использование различных источников для получения географической  информации, анализировать и оценивать информацию; понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

2.4. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2.5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2.6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

2.7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

2.8. Умение создавать,  применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

2.9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

2.10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2.11. Формирование ИКТ-компетенции.

III. В познавательной сфере

3.1.Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком. О географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

3.2. Формирование первичных навыков формирования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3.3. Формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей и в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

3.4. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

3.5. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

3.6. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

3.7. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

3.8. Формировании представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫИ.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ГЕОГРАФИЯ.

Землеведение 5-6 классы по 1 час в неделю (35/35 часов в год)

Содержание программы по курсу географии «Землеведение»

5 класс

Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)

Тема 1. Земля во Вселенной (5 ч)

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля — планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

Тема 2. Облик Земли (4 ч)

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменились представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояние? Как определить по глобусу направление?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

– объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели» («экватор», «тропики», «полярные круги»), «меридианы»;

– приводить примеры географических следствий движения Земли;

– определять (измерять) направления, расстояния на глобусе;

– называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)

Тема 3. Изображение Земли (2 ч)

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 ч)

Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?

Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Как исследовали внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения — источники географической информации.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

– объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

– находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на  глобусе и карте;

– читать план местности и карту;

– производить простейшую съемку местности;

– работать с компасом, картой;

– классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

– ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

– называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

– показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

– приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)

Тема 5. Литосфера (5 ч)

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Тема 6. Гидросфера (3 ч)

Мировой круговорот воды в природе. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

Тема 7. Атмосфера (3 ч)

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

Тема 8. Биосфера (2 ч)

Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

Тема 9. Природа и человек (1 ч)

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

– объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы», «проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

называть и показывать по карте основные географические объекты;

– обозначать на контурной карте географические объекты;

– называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

– приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

– объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

– измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

– описывать погоду своей местности;

– вести простейшие наблюдения элементов погоды;

– вести полевой дневник.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

– ставить учебную задачу под руководством учителя;

– планировать свою деятельность под руководством учителя;

– работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

– работать в соответствии с предложенным планом;

– выделять главное, существенные признаки понятий;

– участвовать в совместной деятельности;

– высказывать суждения, подтверждая их фактами;

– искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

– составлять описания объектов;

– составлять простой и сложный план;

– работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

– сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

– оценивать работу одноклассников;

– выявлять причинно-следственные связи;

– анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

– составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

– ответственным отношением к учебе;

– опытом участия в социально значимом труде;

– целостным мировоззрением;

– осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

– коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– основами экологической культуры.

 

Содержание программы по курсу географии «Землеведение»

6 класс

Раздел IV. Земля во Вселенной (3 ч)

Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?

Географические  координаты.  Для чего  нужны  географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?

Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети. Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный день», «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»;

показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети;

объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия;

определять координаты точек и точек по их географическим координатам.

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение (5 ч)

План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?

Ориентирование по плану и на местности. Как пользо­ваться компасом? Как определить по плану свое местона­хождение? Как читать план местности?

Урок-практикум. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различа­ются карты по масштабу?

Урок-практикум. Работа с картой. Как, зная географиче­ские координаты, найти точку на карте? Как описать место­положение объекта на карте?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.;

ориентироваться с помощью плана, по компасу, по местным признакам;

приводить примеры географических карт, различающих­ся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначе­нию;

определять по карте местоположение объекта.

Раздел VI. Природа Земли (17 ч)

ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2ч)

Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?

Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?

ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?

Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?

Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли   человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?

ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (З ч)

Изображение рельефа на планах местности и географических картах.  Что такое относительная и  абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?

 Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?

Равнины.   Как  различаются  равнины  по  высоте?   Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?

ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч)

Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?

Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?

Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?

Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?

Урок-практикум. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Средне-годовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.

Урок-практикум. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?

ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (З ч)

Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что про­исходит, когда река встречается с морем?

Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?

Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «Мировой океан», «соле­ность», «промилле», «океанические   течения», «волны», «приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса»,   «эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная систе­ма» (и ее части),  «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»;

называть и показывать по карте основные географические объекты;

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их образования;

приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

определять по карте сейсмические районы мира,  абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению;

составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;

наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;

называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

описывать погоду и климат своей местности;

показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот.

Раздел VII. Географическая оболочка — среда жизни (6 ч)

ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч)

Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?

Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?

ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (З ч)

Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?

Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?

Природные  зоны  Земли.  Чем различаются  природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?

ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)

Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?

Резервное время – 2 часа использован на проведение обобщающего урока по курсу «Землеведение» и итогового урока.

 

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять  значение  понятий:   «растительный  покров», «местообитание»,   «почва»,   «плодородие   почв»,   «гумус», «географическая  оболочка»,   «целостность  и  ритмичность географической оболочки»,  «природный комплекс», «природная зона», «географическая зональность», «высотная поясность»;

объяснять закономерности распространения растительного животного мира на Земле, приводить примеры;

приводить аргументы для обоснования тезиса «почва — особое природное тело»;

приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов;

доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности;

использовать географические карты для поиска информа­ции;

характеризовать природные зоны с использованием карт;

приводить примеры стихийных бедствий в разных райо­нах Земли;

называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.

 

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей:

работать в соответствии с предложенным планом;

участвовать в совместной деятельности;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

оценивать работу одноклассников;

выделять главное, существенные признаки понятий;

определять  критерии  для  сравнения фактов,  явлений, событий, объектов;

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

классифицировать информацию по заданным признакам;

выявлять причинно-следственные связи;

решать проблемные задачи;

анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

давать характеристику географических объектов;

классифицировать информацию;

создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

 

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

опытом участия в социально значимом труде;

целостным мировоззрением;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной   компетентностью   в   общении   и   сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной,   учебно-исследовательской,   творческой и других видов деятельности.

КПТ 8

КТП 5

КТП 6

КТП 7

КТП 9

КТП 10