Обществознание

 

Рабочая программа разработана на основе:

– Требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования

– Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)

– Положения о рабочей программе по предмету в МБОУ Краснооктябрьская СОШ   

– Пособия для учителей «Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2018

–  Учебного плана МБОУ Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа на 2021-2022 учебный год

– Календарного учебного графика МБОУ Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа на 2021-2022 учебный год

 

Программа соответствует следующим нормативно-правовым актам в области образования:

 

Законы:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

 

Программы:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

 

Постановления:

–  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

 

Приказы:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (ред. от 23.12.2020) “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность” (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59808);
  • Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345
    (ред. от 18.05.2020)
    “О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
  • Приказ Минпросвещения России от 18 декабря 2019 года № 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказ № 766 от 23 декабря 2020 г. о внесении изменений в федеральный перечень учебников, зарегистрирован 02 марта 2021 г.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”

 

Письма:

  • письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;
  • письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;
  • письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями);
  • письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • письмо Минобрнауки России от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;

 

  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Краснооктябрьской средней общеобразовательной школы;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Краснооктябрьской СОШ
  • Программа воспитания обучающихся МБОУ Краснооктябрьской СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи предмета «Обществознание»

Изучение обществознания в основной школе  классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
  4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
  5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

Задачи  предмета «Обществознание»:

– создать содержательные и организационно – педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

– способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

– помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

– содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

– обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

– предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

– помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

– предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

 

        

 

        

Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета

 

Школьный предмет «Обществознание» играет большую роль и имеет важное значение в формировании мировоззренческой, ценностно-смысловой составляющей личности обучающихся,  для формирования  основ российской гражданской идентичности, для воспитания социальной ответственности и толерантности,  формирования правового самосознания, поликультурности. 

Предмет «Обществознание» очень важен для формирования ценностей правового государства, понимания обучающимися основ конституционного строя РФ.  

Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

В  «Обществознание» заложен принцип преемственности обучения, связи отдельных его этапов. В 5-6 классах предмет связан с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7 класс) ориентирован на более сложный курс вопросов социализации подростков, связанных с особенностями возраста. 

Третий этап (8-9 классы) не только сопровождает процесс социализации, но и способствует саморазвитию учащихся, их предпрофильной подготовке, учитывает изменение социального статуса, опыта и познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этих этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Практическая направленность предмета выражается в возможности применения знаний в реальной жизни. Знание психологических, правовых,  экономических, политических и других закономерностей, требований,  позволяет сделать правильный выбор в любой жизненной ситуации, оказать помощь и поддержку другим людям, не ошибиться в выборе профессии. Предмет «Обществознание» нацеливает на самопознание и саморазвитие личности.

Ценностные ориентиры

 

Ценностные ориентиры предмета «Обществознание» отражены в достижении учащимися личностных результатов, предполагающих привитие таких качеств как:

 – Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

– Признание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

 – Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

–  Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

–  Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

– Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

–  Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

–  Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

–  Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место  предмета «Обществознание» в учебном плане

Изучение обществознания начинается в 6 классе. В 5 классе предусмотрено изучение предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР).

 

  С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса обществознания, в соответствии с учебным планом школы и календарным учебным графиком, программа устанавливает

 объем учебного времени :

6 класс – 35 часов в год, 1 час в неделю.

7 класс – 35 часов в год, 1 час в неделю.

9 класс – 34 часа в год, 1 час в неделю.

 

 

В  6 классе в тему «Нравственные основы жизни»  интегрирован  модуль  по основам духовно-нравственной культуры (занятия №№ 27-33).

  

 

В 9 классе модули интегрированы в темы основного содержания.

Занятие №7 «Участие граждан в политической жизни», модуль по правовому воспитанию «Зачем интересоваться политикой»

Занятие №11 «Роль права в жизни человека, общества и государства», модуль по правовому воспитанию «Связь морали и права»

Занятие №15 «Правоохранительные органы», модуль по профилактике коррупции

Занятие №26 «Административные правонарушения», модуль по профилактике коррупции

Занятие №28 «Уголовно-правовые отношения», модуль по правовому воспитанию «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Изменений в последовательности изучения тем не предполагается.

В случае необходимости Рабочая программа может корректироваться.

 Изменения в Рабочей программе согласуются с Администрацией школы, отражаются на отдельно выделенной странице Рабочей программы.

Для детей с ОВЗ предусмотрены индивидуальные задания по темам, вызывающим затруднение.

Контроль знаний обучающихся с ОВЗ проводится по индивидуальным заданиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Содержание предмета  «Обществознание»

6 класс (35 часов).

Введение. (1 ч.) Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника

 Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов)

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как  условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и  особыми потребностями. Духовный мир человека.  Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к  жизненному успеху.

Глава II. Человек среди людей (8 часов

)Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение   конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».

Глава III. Нравственные основы жизни (14  часов)

Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

Итоговое повторение и обобщение  (1 час)

№ п/п

Название раздела

Количест-во часов

Сроки прохождения

Контрольные работы

номер

дата

1

Введение

1

сентябрь

 

 

2

Тема  I. Человек  в социальном измерении

11

сентябрь-ноябрь

Контрольная работа № 1

 

3

Тема II.  Человек среди людей

8

декабрь  – март

Контрольная работа № 2

 

4

Тема  III. Нравственные основы жизни

14

март – май

Контрольная работа № 3

 

5

Итоговое обобщение

1

 

Итоговая контрольная работа.

 

 

Содержание предмета  «Обществознание»

8 класс (35 часов).

 

Тема 1. Личность и общество (6 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера (8 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика (13 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание предмета  «Обществознание»

7 класс (35 часов).

 

                  Тема 1.  Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы в правила общественной жизни. Общественные  нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры..Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их  защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов Закон  и правопорядок в обществе. Закон и справедливость

Защита Отечества — долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.                                             

Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2.  Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики производители и потребители. Натуральное и товарное хозяйство.

Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.

Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

Тема 3. Человек и природа                                                                                                  

Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание предмета  «Обществознание»

9 класс (34 часа).

Тема1. Политика (9 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление» проведение игры  по теме: «Выборы»

Тема 2. Право (24 часа)Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. 

Итоговый контроль – 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В соответствии с Примерной программой основного общего образования требования следующие (по темам):

Человек. Деятельность человека

                Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

 

 

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

          Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

 

 

 

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

 

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

 

Рабочая программа построена на основе издания:

– Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват.            организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая,      Л. Ф. Иванова и др.]. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2018.

 

УМК: Содержание предмета «Обществознание» в основной школе реализуется  линией учебников под редакцией проф. Л. Н. Боголюбова и др.

 

– Под ред.   Л.Н Боголюбова., Л. Ф. Ивановой Обществознание, 6  класс, М.: Просвещение

 

– Под ред.   Л.Н Боголюбова., Л. Ф. Ивановой Обществознание, 7  класс, М.: Просвещение

 

 

– Под ред. Л.Н Боголюбова,  , А. Ю Лазебниковой., Н. И. Городецкой. Обществознание, 8 класс, М.: Просвещение

 

– Под ред. Л. Н. Боголюбова,  А. Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева. Обществознание, 9  класс, М.: Просвещение

 

При подготовке к занятиям могут быть использованы следующие поурочные разработки:

 

Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т.Е. Лискова и др. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2018

– Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Обществознание. 7 класс. Поурочные разработки./Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018

– Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки./Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018

– Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2018

 

При проверке знаний могут использоваться следующие контрольно-измерительные материалы:

 

Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы/ Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2018

–   Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 6  класс. М.: Просвещение 2019.

– О. А. Котова, Т. Е. Лискова.. Рабочая тетрадь по обществознанию, 8  класс. М.: Просвещение 2020.

– О. А. Котова, Т. Е. Лискова.. Рабочая тетрадь по обществознанию, 9  класс. М.: Просвещение 2020.

– Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.

– Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.

Кравченко А.И. “Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .

– Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.:  Русское слово, 2009.

 

 

 

Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран, аудиоколонки.

 

 

 

 

Литература для учителя:

Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.

 Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С. А. Морозова. — СПб., 2001. Каверин Б. И. Обществознание / Б. И. Каверин,           П. И. Чижик. — М., 2007. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.

 Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя /         В. А. Тишков. — М., 2010. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб.       пособие для студентов средних проф. учеб. заведений /          А. И. Кравченко. — М., 2000.

 Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. — М., 2004.

Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.

Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.

 Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.

 Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.

 Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2004.

 Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах /      А. И. Кравченко. — М., 2008. Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов /   В. В. Латышева. — М., 2004. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. — М., 2005. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. — М., 2005.

Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов        [и др.]. — М., 2008.

Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. / М. В. Липсиц. — М., 2007.

Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин. — М., 2003.

 Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студен-      тов образоват. учреждений среднего проф. образования /    С. С. Носова. — М., 2002.

 Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия /  Е. Е. Румянцева. — М., 2005.

 

Цифровые образовательные ресурсы

 

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 – http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.rsnet.ru — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

 http://president.kremlin.ru — Президент Российской Федерации.

 http://www.rsnet.ru — Судебная власть Российской Федерации. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.

http://subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).

 http://lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.

 http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.

http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

http://50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.

 http://gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.

 http://be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.

 http://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнесобразования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru — Бизнес-образование без границ

http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.

 http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

http://pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. http://school-sector.relarn.ru/prava — Права и дети в Интернете.

 http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд». http://orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества. http://www.countries.ru/library.htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru — Культура России.

http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.

http://www.ecosystema.ru — Экологический центр «Экосистема».

http://www.priroda.ru — Национальный портал «Природа России».

 http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика). http://www.glossary.ru — Глоссарий по социальным наукам. http://ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники. Обществознание: 8—11 классы. Программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ПЛАКАТОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, ПРАВУ  И ЭКОНОМИКЕ

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

О-1

О-2

 О-3

 

О-4

 

О-5

 

О-6

 

О-7

 

О-8

 

О-9

 

О-10

 

О-11

 

Человек познает мир

Развитие общества

Рыночная экономика

 

Политическая система общества

 

Политическая жизнь общества

 

Право

 

Социальная система общества

 

Взаимодействие людей в обществе

 

Культура и духовная жизнь

 

Внутренний мир и социализация человека

 

Человек, природа, общество.

ПРАВО

Пр-1.

Пр-2.

Пр-3.

Пр-4.

Пр-5.

Пр-6.

 

Пр-7.

Пр-8.

Пр-9.

Пр-10.

Пр-11.

Пр-12.

Пр-13.

Пр-14.

Пр-15.

 

Сущность права

Основные виды правовых норм

Структура правовой нормы

Источники (формы) права

Нормативно-правовые акты

Конституция РФ и другие нормативные документы

Система права

Правовые источники современности

Правотворческий процесс и его стадии

Правоотношения

Юридические факты

Правовое регулирование

Правовая культура

Правонарушение

Юридическая ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э-1.

Э-2.

Э-3.

Э-4.

Э-5.

Э-6.

Э-7.

Э-8.

Э-9.

Э-10.

 

Э-11.

Э-12.

Э-13.

Э-14.

Э-15.

Э-16.

Э-17.

Э-18.

Э-19.

Э-20.

Э-21.

Э-22.

Э-23.

Э-24.

Э-25.

 

Потребности человека

Ограниченность экономических ресурсов

Факторы производства

Типы экономических систем

Спрос

Предложение

Рыночное равновесие

Виды собственности

Фирма и её цели

Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству

Бухгалтерский учёт

Совершенная и монополистическая конкуренция

Монополия

Виды рынков

Рынок труда

Роль государства в экономике

Виды налогов и сборов

Функции денег

Банковская система

Финансовая система Российской Федерации

Государственный бюджет

Государственный долг

Экономический рост

Экономические циклы

Глобальные экономические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты освоения предмета «Обществознание» и система их оценки

 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

 

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

– использование элементов причинно – следственного анализа;

– исследование несложных реальных связей и зависимостей;

– определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

– поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

– перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

– подкрепление изученных положений конкретными примерами;

– оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

– определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
  4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
  5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
  10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
  11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности системы оценивания результатов обучения по ФГОС

 

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя оценка включает:

  • стартовую диагностику,
  • текущую и тематическую оценку,
  • портфолио,
  • внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
  • промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

К внешним процедурам относятся:

  • государственная итоговая аттестация[1],
  • независимая оценка качества образования[2] и
  • мониторинговые исследования[3] муниципального, регионального и федерального уровней.

В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается

Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены три блока: общецелевой, «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем

  • оценки трех групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
  • использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
  • использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
  • использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Особенности оценки личностных результатов

Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

  • соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;
  • участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;
  • ответственности за результаты обучения;
  • готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;
  • ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Внутришкольный мониторинг организуется администрацией образовательной организации и осуществляется классным руководителем  преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной образовательной организацией. Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

 

 

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»).

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

Наиболее адекватными формами оценки

  • читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной основе;
  • ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
  • сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.

Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источникиЗащита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.

 Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы

Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

 

        Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация ,которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

 Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов,  подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение  разделов завершается  повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).

 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания – четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности – отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% – отлично «5»;
  • 60-74% – хорошо «4»
  • 50-59% – удовлетворительно «3»;
  • менее 50% – неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ – четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы – отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

– активная и правильная работа учащегося на уроке;

– выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

– высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

– активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

– выполнение дополнительных заданий по желанию;

– высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

– отсутствие самостоятельной активности на уроке;

– отсутствие выполнения дополнительных заданий;

– низкий уровень знания базового материала.

 

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Оценки дублируются в электронном журнале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График контрольных работ (КР) по предмету «Обществознание»

 

Класс

Месяц

Неделя

Тема контрольной работы

 

 

 

 

6

декабрь

2

КР по теме: «Человек в социальном измерении»

 

февраль

3

КР по теме: «Человек среди людей»

 

май

1

КР по теме: «Нравственные основы жизни»

 

май

3

Итоговая КР

 

 

 

 

7

декабрь

4

КР по теме: Регулирование поведения людей в обществе

 

апрель

2

КР по теме: «Человек в экономических отношениях»

 

май

3

КР по теме: «Человек и природа»

 

май

4

Итоговая КР

9

ноябрь

2

КР по теме: «Политика»

       

 

май

2

КР по теме: «Право»

 

май

3

Итоговая КР

 

 

 

 

 

 

[1] Осуществляется в соответствии со статьей №92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

[2] Осуществляется в соответствии со статьей №95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

[3] Осуществляется в соответствии со статьей №97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

КТП 6

КТП 7

КТП 8

КТП 9

КТП 10