История

Аннотация к программе по истории

История – 5 класс.

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.
  • Учебный план школы на 2021-2022 учебный год, приказ
  • Календарный учебный график
  • Положение о рабочей программе
  • Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
  • Рабочей программы Всеобщая история. 5-9 класс. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011, ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012 г.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

По школьному учебному плану, календарному учебному графику в 5   классе  на изучение истории Древнего мира отводится 70 часов: 2 часа в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. 

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.  

 

Цель изучения предмета  «История Древнего мира»:

 

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

      Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.

 

 

 

Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

 

—  формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

—  овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

—  воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

—  формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

—  развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

—  формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

 

Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает  использование цивилизационно – гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее  актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

 

 

ИСТОРИЯ –  6 КЛАСС.

 

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.
  • Учебный план школы на 2021-2022 учебный год, приказ № 89/1 от 26. 08. 2020 г.;
  • Календарный учебный график
  • Положение о рабочей программе
  • Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. –
  • Рабочей программы Всеобщая история. 5-9 класс. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011, ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012 г.

Место учебного предмета в учебном плане.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 6 класса: рабочая программа по истории  рассчитана на 70 учебных часов при изучении истории – 2 часа в неделю: Всеобщая история – 30 ч. и История России – 40 ч.

В программу введен модуль антикоррупционной направленности:

 

Учебно-методический комплекс:

   Агибалова Е.В., Донской Г.М.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ М.: «Просвещение» 2012.

«История России. 6 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год;

 

Цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи.

Предметные задачи:

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

                

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


История – 7 класс.

 

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
  • Учебный план школы на 2021-2022 учебный год,
  • Календарный учебный график
  • Положения о рабочей программе
  • Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения); авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
  • Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный Стандарт изучения Отечественной истории);
  • Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации;

 

Описание места учебного предмета “История” в учебном плане:

           На изучение учебного предмета «История» в 7 классе отводится 70 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «Всеобщая история» (26 часов). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 44 часов учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем.

           По школьному учебному плану, календарному учебному графику на изучение учебного предмета «История» в 7 классе отводится 70 часов.

 «

 

ИСТОРИЯ 8 КЛАСС

Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.
  • Учебный основного общего образования
  • Календарный учебный график
  • Положение о рабочей программе           Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Программа предполагает использование следующих учебников:

 «История России. 8 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение»,

 «Всеобщая история. Новая история.1800-1900 гг. 8 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2014; М. «Просвещение»,

Общая характеристика учебного предмета «История»:

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История».

Цели и задачи изучения учебного предмета «История»:

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

—   формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

—    овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

—    воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

—    развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

—    формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.

Описание места учебного предмета “История” в учебном плане:

На изучение учебного предмета «История» в 8 классе отводится 70 часов. Изучение учебного предмета «История» начинается с изучения курса «Всеобщая история. Новая история. 1800-1900 гг.» (28 часов). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 48 часов учебного времени. Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое тестирование изученных тем..

Требования к результатам обучения предполагают реализа­цию деятельностного, компетентностного и личностно ориен­тированного подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, за­ключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельно­сти, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

      Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающе­гося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

—   осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

—   познавательный интерес к прошлому своей страны

—   освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

—   изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

—   уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

—   уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

—   следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

—   формирование коммуникативной компетентности;

—   обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

—   расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

—   осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

—   способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

—   формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

—   соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

—   овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

—   привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

—   логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

—   применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

—    решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

—   организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

—   определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

—   активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать  с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

—   критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Предметные результаты:

—     овладение целостными представлениями об историче­ском пути народов как необходимой основой миропонима­ния и познания общества;

—     способность применять понятийный аппарат историче­ского знания;

—     умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

—     расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в исто­рии;

—     готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятни­ков своей страны и мира.

—     знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

—     основные этапы и ключевые события всеобщей исто­рии периода конца XVII— XVIII в.в.;

—     важнейшие достижения культуры и системы ценно­стей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

—     изученные виды исторических источников;

—     соотносить даты событий отечественной и всеобщей исто­рии с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

—     использовать текст исторического источника при отве­те на вопросы и решении различных учебных задач, срав­нивать свидетельства разных источников;

—     показывать на исторической карте территории рассе­ления народов, границы государств, города, места значи­тельных исторических событий;

—     рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фак­тов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстратив­ного материала учебника, фрагментов исторических источ­ников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экс­курсиях, рефератов;

—     соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических про­цессов, явлений и событий; группировать исторические яв­ления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

—     определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

—     объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

—     использовать приобретённые знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для понима­ния исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни, для высказывания соб­ственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социаль­ного поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми дру­гой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

ИСТОРИЯ 9 КЛАСС

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Рабочая программа по Истории разработана на основе:

  • Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.
  • Учебный основного общего образования
  • Календарный учебный график
  • Положение о рабочей программе.

Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 9 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение»,2020 год

«История России. 9 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 год

     Рабочая программа предназначена для изучения курса «История России, Всеобщая история» в 9 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы), программы «Всеобщая история. История Нового времени 9 класс» Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

    Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России. Всеобщая история, История Нового времени» (9 класс). Программа предполагает использование учебников:

1.«История России. 9 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. М., «Просвещение», 2017 г.

  1. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. Автор: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова А.А.«Просвещение» – 2020г.

Актуальность.

     Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Цели:

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  1. Общая характеристика учебного курса

     Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

     В результате изучения курса Всеобщей истории учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX – начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволю­ционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию импе­риализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использова­ние индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных им­перий; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни народов, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.

      В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

     Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

     Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты изучения истории включают:

  1. освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в., а так же на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Нового времени;
  2. уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  3. эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  4. уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
  5. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
  6. устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
  7. уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  8. внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
  9. развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
  10. формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  11. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод общества через знакомство с политической историей Европейских государств, США, Латинской Америки, стран Азии и Африки, процессами формирования либерального, консервативного и демократического общественных движений, борьбы за всеобщее избирательное право;
  12. понимания культурного многообразия культурного мира; уважения мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных типов цивилизаций, культур и этносов эпохи Нового времени; 
  13. готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

  1. самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
  2. планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
  3. самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  4. адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  5. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
  6. работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  7. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  8. выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  9. осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
  10. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
  11. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  12. осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  13. оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  14. в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  15. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  16. проводить сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  17. выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
  18. выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
  19. делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
  20. структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории включают:

  1. представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
  2. знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
  3. представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
  4. умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
  5. представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
  6. знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
  7. установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
  8. определение и использование основных исторических понятий периода;
  9. установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений; установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
  10. целостные представления об историческом пути народов и государств Нового времени;
  11. исторические знания о территории государств и мира и их границах, об их изменениях на протяжении XIX – начале XX в., анализ описания военных действий, процессов объединения Италии и Германии, колониальной политики европейских государств и США.
  12. понимание процессов промышленной революции, индустриализации, монополизации, миграции населения, произошедшие в Европе и США;
  13. представление о достижениях в культуре Европейских стран, США, Латинской Америки, стран Азии и Африки;
  14. составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  15. поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
  16. анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
  17. анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;
  18. сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  19. определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
  20. систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
  21. приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
  22. представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
  1. Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.

“История России. Всеобщая история” в учебном плане. На изучение истории в 9 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. Курс «История России» в 9 кл. в объеме 43 ч., «Всеобщая история. История Нового времени» – 25 ч. в соответствии с Примерной программой по истории, авторской программой по Всеобщей истории и Истории России.

 

 

ИСТОРИЯ – 10 класс

 

 

Цели изучения в рамках учебного предмета “История”

 

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

—   формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

—    овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

—    воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

—    развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

—    формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.

   

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.
  • Учебный план школы на 2021-2022 учебный год,
  • Календарный учебный график
  • Положение о рабочей программе
  • Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

 

В основу рабочей программы положены авторские программы: «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.» 10 класс, базовый и повышенный уровень. Авторы: О.В. Волобуев, А.А Митрофанов, М.В. Пономарев и авторской программы по истории России под. Торкунова А.В. «История России ХХ – начало XXI века», М., Просвещение, 2016 г.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в 10 кл. Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами.

Место предмета в базисном учебном плане Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 10 классе реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщей истории» (24 часа) и «Истории России» (46 часа). Предполагается их последовательное изучение.

Рабочая программа курса истории России разработана на основе Федерального государственного стандарта, в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, а так же Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы – Торкунова А.В. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.

Преподавание истории в 10 классе изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».

Интегративная цель изучения курса истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

–                      усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

–                      усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

–                      формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включение учащихся в жизнь общества.

Используемый учебно-методический комплекс позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и явлений отечественной и всеобщей истории, теоретически осмыслить исторический материал.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

 

ИСТОРИЯ 11 КЛАСС

Рабочая программа по Истории 11класс разработана на основе:

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

          Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. “Об образовании в Российской Федерации”.

          Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897.

          Учебный основного общего образования

          Календарный учебный график

 Общие цели и задачи учебного предмета:

-Завершение, систематизация и углубление имеющихся у обучающихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение  целостных представлений о месте и роли России во всемирно – историческом процессе, понимании общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России;

-дать целостное, интегрированное   представление о всеобщей истории и на этой основе выработать у учащихся способность самостоятельно анализировать особенности исторического развития;       

-способствовать овладению учащимися приемами исторического анализа; формирование гражданской позиции , патриотизма.

 Согласно Базисному учебному плану на изучение истории  в 11 классе отводится   2 ч в неделю,  68 ч. в год.

   Планируемые результаты

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории c древнейших времен до ХIХ в.; соотносить хронологию и проблематику истории России и всеобщей истории;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории России и других государств c древнейших времен до ХIХ в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
  • анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе; • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в c древнейших времен

до ХIХ в.;

  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий эпохи в истории России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
  • сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран (создание феодального государства, стадии его развития, крестьянские движения, роль города в средние века, развитие общественной мысли и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории c древнейших времен до ХIХ в.;
  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую.

 Метапредметные результаты изучения истории в 10 классе выражаются в следующих качествах:

 – уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять план деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 – уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе коллективной деятельности, учитывать позиции других участников образовательного процесса;

 – владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

 быть способными и готовыми к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

– быть готовым и способным к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 – уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

 – уметь самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; – владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою позицию, использовать адекватные языковые средства. Предметные результаты изучения истории:

 – иметь сформированные знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представление об историографии;

 – владеть системными историческими знаниями, понимать место и роль России в мировой истории;

 – владеть приемами работы с историческими источниками;

 – иметь сформированные умения по оцениванию различных исторических версий; Уметь применять исторические знания в практической и общественной деятельности, общении;

– владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

 

КТП 9 ИР

КТП 6 кл ИР

КТП 6 кл ИСВ

КТП 7 ИР

КТП 7 НИ

КТП 8 Ин

КТП 8 ИР

КТП 9 Всеобщая